loader

Собор Святого Марка

Содержание

Общая информация

Собор Святого Марка Собор Святого Марка

Когда-то давно, сам того, вероятно, не подозревая Владимир Маяковский, фразой «Эта площадь оправдала б всякий город», высказал опорную идею любой урбанизации. В любом городе главное, образующее начало не улицы и проспекты, не сады и аллеи и даже не набережные. Главные сердцевины и мозги всех городов являются площади.

В отличие от Парижа, Мадрида, Рима или Флоренции, ровно, как и прочих тысяч городов, Венеция не может похвастаться большим числом площадей – строго говоря, там есть всего одна известная площадь, но зато какая.

Вот уже без малого триста лет Пьяцца Сан Марко признается самой красивой площадью в мире, сильно обгоняя и Плас де ля Конкорд, и Трафальгар Сквер в Лондоне и русские Красную с Дворцовой.

Это все конечно о самой площади, однако, на первом ее месте на этой площади – главное смыслообразующее ее здание – Грандиозная Базилика Святого Марка, небесного покровителя Венеции, отстроенная еще в восемьсот тридцать втором года, после того, как два венецианских купца, Буоно и Рустико, нашли в Александрии Египетской, мощи святого евангелиста.

И они не просто нашли, но выкрали их из-под сводов церкви, которую нетерпеливые мусульмане, к тому времени захватившие земли египетские, уже начали превращать в мечеть. А чтобы не было вопросов, поместили мощи под свиные туши, ибо, как известно, Ислам запрещает адептам прикасаться к свинине.

Так, под покровом туш, мощи и были погружены на корабль и отправлены в Венецию. А в Венеции ради святых мощей была возведена базилика Святого Марка, в византийском стиле, где сюжет с обретением и транспортировкой самих мощей нашел воплощение в мозаиках, украшающих стены и своды базилики.

Итак, святые останки упокоились под алтарем базилики, которая в последующие века неоднократно перестраивались: в середине десятого века, после пожара, в середине одиннадцатого века, со значительным расширением и облицовкой стен мрамором, с двенадцатого до пятнадцатого века, когда были изготовлены те самые знаменитые мозаики внутренних и внешних стен базилики, являющиеся собой уникальное монументальное повествование о жизни евангелиста Марка, Иисуса Христа и его пресвятой матери, а также многочисленные евангельские сюжеты, среди которых особенный интерес вызывает история мученичества Иоанна Крестителя – от танца Саломеи до усекновения его главы.

 Самым же необычным украшением базилики является квадрига бронзовых коней. По легенде изваянных придворным скульптором Александра Македонского Лисиппом, привезенная в Венецию дожем Энрико Дандоло после разграбления Константинополя.

Эти кони ранее украшали там местный ипподром. Ранее они были позолочены и сияли неземным блеском, возвышаясь над Пьяцца Сан Марко – ныне же их заменяют копии, а лисипповы подлинники, со следами золота, отправлены в музей Сан Марко, как раз позади галереи.

Одну из фресок, которая считается одной из старейших в базилике, видели глаза сами Данте и Петрарки. Базилика Святого Марка считают типичным примером крестово-купольной храмовой архитектуры, распространенной в Византии, а позже обосновавшейся на Руси.

Для Италии этот тип конструкции мало характерен, что добавляет венецианской базилике уникальности. Но самое интересное, что три из пяти куполов Святого Марка имеют свое название, определяемое сюжетами мозаик, выстилающих барабаны и своды куполов изнутри. Центральный, самый большой купол, именуется куполом сотворения мира, изображая именно это действо, зафиксированное первыми страницами книги Бытие.

Два других именных купола носят имена Иосифа Прекрасного и Моисея, истории которых также рассказаны в первой книги Библии – книге Бытия. Центром же базилики, как духовным, так и материальным, является алтарь, находящийся ровно над гробницей святого Марка.

Сегодня она отправлена в новой беломраморный саркофаг, хранящий в себе древний, 10 века, саркофаг евангелиста. За ним, расположена вторая после мощей, святыня базилики и первая по красоте и искусности работы Пала Доро или золотой ретабль.

Здесь стоит отметить, что в католических церквях алтарь не принято отделять от основного объема храма перегородкой, известной в православных храмах под названием Иконостаса. Зато почти всегда имеется заалтарный образ или ретабль.

Так вот, Пала Доро в базилике Святого Марка, выполняя функции католического ретабло, который на самом деле является православным алтарем из храма Христа Пантократора в Константинополе.

Как и квадрига коней на галерее, Пала Доро была привезена в Венецию неутомимым Энрико Дандоло из четвертого Крестового похода, того самого, во время которого затонул Фридрих Барбаросса в тысяча двести четвертом году и датируется ныне серединой десятого века.

Основной массив этого иконостаса выполнен из серебра, покрытого сусальным золотом, на котором расположены эмалевые пластины с изображением более двухсот пятидесяти святых.

А нынешний и окончательный вид Пала Доро приобрела в середине четырнадцатого века, когда правнук Энрико Дандоло, Андреа, заказал знаменитейшему венецианскому ювелиру Джан Баттисту Бонесенья, серебряную раму в стиле пламенеющей готики, украшенную двумя с половиной тысячами драгоценных камней.

Любопытно, но еще в девятнадцатом веке, когда, заняв Венецию, Бонапарт решил оценить все достижения этого города, Пала Доро Оказалась по цене равной всей Базилике Святого Марка.

 Бонапарт, конечно, оценивал материальную сторону существа, абсолютно не заботясь об эмоциональных и духовных составляющих, и о том, что пребывать в базилике Святого Марка, подниматься на галереи, осматривать алтари, коих только в восточной стороне три, любоваться мозаиками нефов трансепта, нервюр и люнетов, сценами жизни Иоанна Крестителя в Баптистерии, находящимся в южной части и житием святого Исидора в одноименной капелле, где покоятся мощи этого раннехристианского мученика, можно бесконечно.

И столь же бесконечно можно взирать на красивейшую Пьяццу Святого Марка, обрамленную двумя аркадными фасадами старых и новых прокураций, завершенных с запада, Крылом Наполеона, небольшим дворцом, воздвигнутым по приказу Бонапарта в начале девятнадцатого века, однако, в том же ренессансном стиле, что и прокурации.

img

Italy. St. Mark’s Basilica. Venezia. Собор Сан-Марко. Венеция. 4K

Больше видео о Соборе Святого Марке

Интересные факты

Собор Святого Марка ночью Собор Святого Марка ночью

В базилике хранятся древнейший образ Богородицы и частицы креста спасителя.

Обращаясь к мозаике собора, стоит отметить, что самая старая часть панно тоже была привезена сюда в самом начале тринадцатого века из Константинополя, в стилистике которой, на протяжении следующих веков, продолжили создавать панно уже венецианские мастера. И это отлично объясняет некоторую странность того, что интерьеры и, частично, элементы главного фасада чисто католического храма украшают мозаичные святые и апостолы, выполненные в откровенно православном или, ежели угодно, византийском ключе.

Раз уж речь зашла о западном, парадном фасаде базилики, выходящим на площадь, то, помимо квадриги на галерее, огромного витражного окна и фигуры символа Святого Марка, льва на майоликовом фоне, стоит обратить внимание на мозаику в люнетах, в количестве девяти штук, причем, восемь из них, изображающие сцены жития Христа, исполнены в начале шестнадцатого века мастером Луиджи Гаэтано, а одна, изображающая процесс перенесения мощей святого Марка в эту базилику, принадлежит неизвестному мастеру начала тринадцатого века.

Как добраться?

Собор Святого Марка изнутри Собор Святого Марка изнутри

Собор находится на одноименной площади. В городе создали специальную туристическую инфраструктуру, поставили очень много указателей с направлениями. Легче всего дойти до северо-западной части города, откуда вы быстро доберетесь до собора. Есть еще способ использовать местную транспортную инфраструктуру – вапоретто, они схожи с трамваями по смыслу.

Подпишись

Дружите с нами в социальных сетях

Подписывайтесь на наши группы и получайте информацию удобным для Вас способом!