В средние века Амбуаз был крепостью, где жили сеньоры. В тысяча четыреста тридцать первом году сеньор Луи Амбуаз был уличен в заговоре против фаворита короля Джорджа де Ла Тремуя. Это были времена столетней войны и Францией правил Карл седьмой встретившийся вскоре в Шенноне с Жанной Д’Арк, поскольку Париж был занят бургундцами. За измену Карл седьмой приговорил Амбуаза к смерти, а его замок был конфискован в пользу короны.
Король поселил в замке королеву с детьми, а Амбуаз стал первой постоянной королевской резиденцией в долине Луары. С того момента начались работы по расширению замка с тем, чтобы сделать его более современным и комфортабельным, более удобным для королевской семьи. И с тех пор, как король объявил замок своей резиденцией, он периодически наезжал сюда вместе со своей свитой.
В те времена короли проводили время в разъездах. Некоторые из них жили в замке Амбуаз дольше и чаще остальных, например, Франциск первый вырос здесь и провел первые годы на троне. В 1515 году отправляясь в Италию, где он победил в битве при Мариньяно он выезжал из замка Амбуаз.
Карл восьмой здесь родился, провел все свое детство и юность, а также значительную часть взрослой жизни вплоть до смерти, которая настигла его здесь же. Он отправился завоевывать королевство Неаполь в Италии и прибыв туда, он обнаружил прекрасные дворцы и сады, произведения искусства и был потрясен, ведь во Франции в то время короли все еще жили в крепостях. Из своей итальянской компании Карл привез картины, книги, ткани, гобелены и около двадцати итальянских художников. Они работали при французском дворе у него, у Людовика двенадцатого и, наконец, у Франциска первого.
В таком явлении как ренессанс сложно определить тот момент, когда возникло нечто новое, несвойственное предыдущему периоду. Историки девятнадцатого века, в частности Мишле, зачастую описывали ренессанс как резкий скачок. Сейчас в свете новых исследований и недавних открытий можно сказать, что в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века возрождение шло медленно и поступательно.
Причиной тому было два фактора: влияние севера, прежде всего из Фландрии и юга, именно с Апеннинского полуострова. Оба этих влияния проникли во Францию и совершенно изменили ее культурный, художественный и интеллектуальный фон. Впоследствии это время перемен назовут возрождением.
Искусство вновь обратилось к идеалам античности, преобразовав их в соответствии с новейшими веяниями. Между путешествиями король посещал долину Луары и проводил там свой досуг. Наиболее достойными королевского пребывания были два замка Блуа и Амбуаз. Это были просторные крепости, позволяющие разместить весь королевский двор, что в те времена было необходимым условием.
Короли со своей свитой переезжали с одного замка в другой, в частности Франциск первый. Он был увлеченным путешественником. После него и Генри второй подолгу гостил в долине Луары, особенно выделяя замок Амбуаз. Желая воспитывать тут своих детей, он приказал выстроить тут новый дворец для себя и Екатерины Медичи. После них замки долины Луары уже не пользовались такой популярностью царствующего дома и в итоге династия Валуа покидает долину Луары и замок Амбуаз, чтобы окончательно поселиться в Париже.
Как следствие, без должного внимания замки без должного внимания стали приходить в упадок и Амбуаз не был исключением. Мало-помалу его величие стало угасать, со временем из него даже сделали тюрьму, где побывали знаменитые узники, в частности суперинтендант или министр финансов Фуке. Это была временная тюрьма, поскольку в замке никто не жил и очень прочная темница, ведь она находилась в стенах древней крепости.
До конца восемнадцатого века замок Амбуаз был собственностью короны. Затем король Людовик шестнадцатый подарил замок своему кузену Герцогу Пентьевру, который также владел дворцом Рамбуйе. И так, накануне революции замок стал частной собственностью, и герцог начал проводить там восстановительные работы. Во время революции замок разумеется был разграблен, но особенно он пострадал в период первой империи: его разрушали, камни растаскивали и продавали как кирпичи. Лишь после падения империи замок вернулся к прежним владельцам – вдовствующей Герцогине Орлеанской, матери будущего короля Луи Филиппа. Герцогиня, а в последствии и ее сын, вложили средства в реставрацию и в восстановление замка.
Карл восьмой, как известно, девяностые годы пятнадцатого века провел в итальянской компании, а Франциск первый взошел на трон в 1515 году, в это время и был надстроен дополнительный этаж. Эпоха возрождения ознаменовала возвращение к античности: пилястры, слуховые окна, обрамленные полуколоннами, декоративные медальоны, все это свидетельство влияние ренессанса. В то же время слуховые окна в левом крыле здания остались такими же, какими были при Карле восьмом. Это готический стиль: удлиненные фронтоны, пламенеющие узоры и остроконечные башенки.
Итак, здесь мы видим слияние, это уже не крепость, но и не классический замок возрождения, какими станут к примеру Фонтенбло, или Азельридо в долине Луары. Амбуаз – это замок, сочетающий в себе оба стиля.
Иконографических источников осталось мало, у администрации замка почти нет документов кроме рисунка шестнадцатого века в одном из помещений замка, старейшего из имеющихся. По этому необычайно ценному рисунку можно увидеть каким был замок в начале девятнадцатого века до разрушений, черным заштриховано то, что сохранилось. Замок расположен на скалистом мысе трапециевидной формы.
Мы можем представить, как он выглядел во времена сеньоров, он опоясывал мыс, перед ним находился защитный ров с подъемным мостом, внутри большая церковь. Лица, которые в то время посещали короля, описывали Амбуаз как город внутри города.